Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Пугающие шедевры мировой живописи: 6 картин

Человек — существо уязвимое. Он всегда был подвержен тревожным мыслям и беспокойству. Муки, часто одолевающие сознание, не обходили стороной никого: ни «простолюдин», ни выдающихся личностей. Полотна Рубенса, Тициана, Пикассо и других — тому подтверждение. Великие художники прошлых веков не стыдились публично заявлять о присущих себе слабостях. Они приоткрывали занавес своей души и в ярчайших красках освещали её темные стороны.   

Тициан Вечеллио «Наказание Марсия», 1570 – 1576 гг. 

Одна из последних работ итальянского художника посвящена мукам раскаяния за былую гордость и высокомерие. В центре полотна он изображает побежденного и подвешенного вниз головой Марсия, которого уродует толпа мифических героев. По легенде персонаж древнегреческой мифологии, который превосходно играл на флейте и упивался своим талантом, был жестоко низвергнут и высмеян своим противником. Тициан, пытаясь предостеречь своего зрителя от страшного греха гордости, за которым несомненно последует безжалостная расплата, пишет эту ужасающую картину. Она преисполнена насилием, сочащейся кровью и острым оскалом. Серые холодные тона и тревожный пейзаж создают атмосферу необратимости и боли. 

Питер Пауль Рубенс «Голова Медузы Горгоны», 1618 г. 

Картины Питера Пауля Рубенса славятся своей гротескностью, изобилием сочных красок и натуралистичностью. Голова чудовища с женским лицом и волосами из змей как нельзя лучше оттеняет сюжетные предпочтения нидерландского живописца. Смотря на полотно, зритель невольно начинает морщиться, а затем расширять глаза от удивления и любопытства. Создается впечатление, что Рубенс писал с натуры. Он мастерски передал синеватый оттенок мертвой плоти, почерневшие от боли губы и выступившие от сильного напряжения морщины на лбу. Невозможно обойти стороной и сумасшедший, неиствующий взгляд Медузы, которым она когда-то лишала жизни людей. Кажется, что такой безобразной смерти удостаиваются лишь самые жестокие и мерзкие создания. Шипящие и извивающиеся как змеи.

Эдвард Мунк «Крик», 1893 – 1910 гг.

Известная всему миру картина «Крик» входит в целую серию работ, что написана норвежским художником в кроваво-апатичных красках. На переднем плане появляется существо, отдаленно напоминающее человека. Его силуэт вторит вибрациям пейзажа: волнистой темно-синей реке и горящему пламенному закату. Персонаж, больше похожий на инопланетянина, держится за голову и безмолвно, лишенный каких-либо эмоций, вопит. Некоторые историки искусства считают, что Мунк в своей работе предсказал весь ужас грядущих времен. Сам художник не претендует на звание пророка. Незадолго до создания картины он подробно описывает в дневнике источник вдохновения — закат над фьордом, который стал для него олицетворением крика природы. Позже один из биографов Мунка выдвинул любопытную теорию. Оказалось, что крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника располагались недалеко от места, запечатленного на полотне. По его мнению, крики забиваемых животных и вопли душевнобольных могли стать причиной написания всемирно известной картины. 

Эгон Шиле «Смерть и дева», 1915 г.

Австрийский художник Эгон Шиле известен широким массам своими провокационными и высокопсихологичными сюжетами. Из различных источников можно узнать, что человеком он был страстным, впечатлительным и увлекающимся. Возможно, именно поэтому он стал выдающимся автором 20-го столетия. У картины «Смерть и дева», что впрочем понятно из названия, очень печальная история. На ней изображена не просто девушка, а муза художника, подарившая ему всю себя и вдохновившая на множество работ. Валли Нойциль — так звали 23-летнюю натурщицу, которая умерла от скарлатины в 1917 году после расставания со своим обожателем. Это полотно будто соткано из разорванной материи, из маленьких кусков ткани, разорвавшейся от сильного напряжения. Не способные устоять на ногах, искалеченные судьбой, герои из последних сил обвивают друг друга иссохшими руками. И в этом — их спасение. 

Пабло Пикассо «Герника», 1937 г.

Написанная маслом в черно-белых тонах «Герника» напоминает зрителю о кровопролитных событиях в Испании. Художник подчеркивает: у войны и революции нет лица. Все смешивается воедино, становится серой массой, лишается очертаний. В этом хаосе невозможно увидеть женщину, оплакивающую мертвого ребенка, лошадь, падающую в агонии, отрубленную руку павшего солдата. Острые углы кубизма и уродливые фигуры живых существ олицетворяют реальность, в которой идет беспощадная война. 

Сальвадор Дали «Лицо войны», 1940 г. 

Какое оно — лицо войны? Обезображенное горем, задыхающееся в пламени горящих городов и судеб, измученное жестокостью врага и высохшее из-за отсутствия любви. Это череп, лишенный кожи и чувств. Смерть, приходящая в каждый дом. Сальвадор Дали — натура скандальная, эпатажная. Даже самый искушенный почитатель искусства едва ли сможет разгадать художественный язык автора, полный символов. Однако даже Дали перед лицом войны теряет свой особый дар речи. Он начинает говорить прямо и запредельно просто. И пишет войну такой, какая она есть. 

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО